Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
ИСТОРИЯ МУЗЕЯ

КОКИНО.  МУЗЕЙ ШКОЛЫ И СЕЛА. (Из исследовательской работы Сергиенко Юлии)

 Что можно рассказать об этом музее?

Я продолжу свой рассказ о музеях, только теперь это знакомство с «малыми» музеями Выгоничской земли.
Экскурсия в музей. Путь к Кокинской средней школе, которая находится не в самом Кокино, а рядом, в деревне Скрябино, пролегает мимо живописного озера. Слева лесопосадки. Дорога выводит к первым домам и идет в гору. Родные для многих учащихся места, не сулящие, казалось бы, никаких открытий. И только самые впечатлительные, пополняющие обычно отряд школьных краеведов, в малоприметном земляном кургане способны увидеть хранилище древней утвари или останков поселений. 
Предметы глубокой старины, найденные в разные годы, занимают достойное место в разделе, открывающем музей Кокинской средней школы. Несомненно, деятельность и успехи юных школьных археологов  повлияли на выбор той концепции, по которой собирались экспозиции. 
- Мы долго думали, какой должна быть эта концепция, - поведал   директор школы Иван Иванович Потворов, историк по образованию. – Должен ли это быть просто исторический музей школы? Но поняли – одно от другого оторвать невозможно. И попытались сделать музей истории села Кокино и окрестных сел и деревень, связав ее и с нашей школой, и с ее деятельностью, включающей и поисковую археологическую работу. А экспозиции расположили в хронологическом порядке.
Начало всего – древние поселения этого края. Первые из них возникли в период раннего железного века. Самое известное – городище Красное возле села Палужье. По материалам археологических раскопок ученикам школы удалось реконструировать поселение и жилища. Воссоздано и их внутреннее убранство. В Брянске и Москве с их работой уже познакомились. Под стеклом в музее – черепки, древние предметы быта, обнаруженные в остатках поселений на территории деревни Скрябино. И даже кость мамонта – подарок Брянского краеведческого музея. Раскопки в селах Палужье, Скрябино, по берегам Волосовки обогатили находками музейный раздел древнерусского периода в истории родного края. На стене – портрет князя Романа Брянского, работы ученицы школы Жени Иванченковой. Кстати, его имя носит школьный Клуб юного патриота. Здесь же кольчуга, сработанная умельцами - копия древнерусской. В этом же разделе помещен Диплом I степени Российского центра детского и юношеского туризма, врученный лауреату пятой Всероссийской олимпиады по школьному краеведению (секция археологии) 23 ноября 2001 года теперь уже бывшему 11-класснику Кокинской средней школы Артему Потворову. Другой выпускник – Владимир Чистяков, ныне он преподаватель БГСХА, одним из первых в области был поощрен учрежденной для особо одаренных детей губернаторской стипендией за победу во Всероссийском конкурсе краеведческих работ им. академика Вернадского. Истоки этих успехов следует искать в том времени, когда музей только замышлялся.
 Школьный библиотекарь Мария Петровна Силакова в старом помещении своей библиотеки стала как-то размещать предметы быта, документы, свидетельствующие об уходящем и уже ушедшем в прошлое эпохе. Может быть, она не совсем еще ясно представляла, что из всего этого получится. Но ясность наступила лет восемь тому назад, когда директор школы И.И. Потворов предложил создать школьный музей. И совместить в его экспозиции, рассказывающие об истории школы, и предметы народного быта, которые собирала и хранила библиотекарь. Символично, что своеобразной завязкой всей работы по созданию музея стал документ, попавший в руки инициаторов одним из первых и имевший непосредственное отношение к школе. Раздобыла его в архиве та же Мария Петровна Силакова. Он открывает раздел, посвященный непосредственно истории Кокинской школы. Это письмо местного помещика гвардии полковника Николая Халаева о том, что 15 ноября 1876 года в Кокино открыто начальное народное училище (так называлась школа). Кстати, часть бывшего здания училища и сейчас используются для школьных занятий. А в реконструированном по старым рисункам доме помещика Халаева размещен ныне один из корпусов Брянской ГСХА.

Так сколько же лет Кокинской школе? - больше 130 лет!


В музее можно увидеть уголок старой школы (скамья, парта с облупившейся краской, керосиновая лампа на краю парты и непременные изображения государя императора и святого-покровителя на стене) и документ, где скрупулезно зафиксированы действия властей по подавлению крестьянского восстания в окрестных селах в годы первой русской революции, с именами арестованных и упоминаниями карательных полков и дат их вызова в уезд.
 В разделе, охватывающем советское время, представлены атрибуты пионерской и комсомольской организации школы: знамя, барабан, горн. Экспонаты относительно недавнего времени, конечно, не вызовут такого же большого интереса, как некоторые, без преувеличения сказать, раритетные из разделов более раннего исторического периода.
Вот, к примеру, красноватый кирпич под стеклом, На первый взгляд – обычное строительное изделие. Но если присмотреться к поверхности, увидишь отчетливое клеймо «ХНН». Такой кирпич использовался при кладке стен здания начального училища. А «ХНН» - это как знак качества материала. Аббревиатурой обозначены инициалы попечителя народного училища – Халаева Николая Николаевича.
 Здесь же редчайшие портреты родителей Кокинской помещицы Варвары Николаевны Безобразовой – Николая Андреевича и Пелагеи Денисовны Тютчевых. Варвара Николаевна доводилась родной тетей великого русского поэта Ф.И. Тютчева.
В ряду изображений замечательных наших земляков портрет Алексея Николаевича Брусилова, родившегося в 1889 году в селе Выгоничи, участника Бородинского сражения, награжденного орденами, которому довелось воевать и на Кавказе. Он – отец знаменитого русского полководца участника войны – Алексея Алексеевича Брусилова. У редкого мальчишки не забьется трепетно сердце, когда он узнает, какие люди рождались на этой земле, когда увидит в музее штуцернарезное ружье, применявшееся в Бородинском сражении.
Вызывает интерес и портрет первого директора Кокинской школы уже советского времени – Федора Ивановича Панина, каска и штык времен Великой Отечественной войны, содержание этнографического раздела. Организаторы музея сознательно свели в этом разделе предметы быта разных эпох. Часы-ходики середины прошлого века соседствуют с дежой для приготовления теста, толкачом – деталью ступы, корытом, выдолбленным из цельного дерева, рубелем (или врубелем), использовавшемся вместо утюга, гребнями, большими и малым, для расчесывания льна, коромыслом, фонарем «Летучая мышь», русской печью, которая с одной стороны «не закончена», чтобы учащиеся видели, как и из чего выкладывались печи. Здесь же рубаха, сарафан, фартук ручной работы, которым около ста лет. И старинный ткацкий станок – гордость раздела. Заведующая музеем Мария Петровна Силакова знает об этом экспонате все, поскольку своими руками собирала его из разрозненных элементов. Станок и сейчас можно использовать в работе. 
Теперь заведующим музея назначен Потворов Артем Иванович, который продолжает  музейное дело,  а это значит – музею жить и развиваться.

А был ли праздник открытия музея?

Не так давно в Кокинской средней школе произошло событие, которое действительно переходит границы этого учебного заведения. Здесь открылся музей села и школы. День согласия и примирения.
Так, образно говоря, можно назвать день открытия музея, экспозиции которого не «спорят» друг с другом по поводу того, что «их время» было более славным, более справедливым и щадящим, чем до и после. Значение данного события предопределили три последних года. Именно такое время, по словам директора школы И.И. Потворова, понадобилось от идеи до создания музея. Хотя, конечно же, три года для создания музея можно считать временем весьма условным, потому что и до этого в школе велась немалая поисковая работа, направленная на то, чтобы музей, по выражению историка М.Б. Гнедовского, стал хранилищем не знаний о прошлом, а памяти, предполагающей ценностное отношение к прошлому.
Без сомнения, школьный музей не состоялся бы как таковой, если бы у его истоков не стояли люди увлеченные, самоотверженные, естественно, хорошо знающие предмет. Ведь в Брянской области существует 360 музейных экспозиций и только 54 музея, имеющих, так называемое, номерное свидетельство, которое подтверждает права быть музеем.
 Музей Кокинской школы занял достойное место в ряду «хранилищ о прошлом» с этим высоким статусом. Но главное, - что есть люди, которые своей работой умеют «зажечь» других, воспитывают в учениках истинное чувство любви к Отчизне, уважение к истории, к прошлому. «Генератором» этого дела был директор школы И.П. Потворов. Однако один человек не смог бы сделать то, что сделано. О своих помощниках он сам говорил с немалым почтением. Прежде всего – это заведующая музеем М.П. Силакова, бывший учитель Кокинской школы, а ныне преподаватель БГСХА Р.В. Новожеев, учителя истории К.В. Цыбульский и Т.И. Локтина, учитель труда А.Ф. Хомутов, впрочем, каждый педагог внес свой «штрих» в общую картину музейного дела.
Особо следует назвать бывших сотрудников областного краеведческого музея Г.П. Полякова и А.А. Чубура. Они в настоящее время – преподаватели брянских вузов, но по-прежнему не утратили интереса к поисковой работе, проводящейся в Кокинской школе. Тоже самое можно сказать о Г.П.Васьковой, курирующей в Брянской области школьные музеи. Все они, включая И.И. Потворова, в свое время были однокурсниками исторического факультета Брянского государственного педагогического института. Их дружба, несомненно, способствует благому делу, а, как известно, сообща можно сделать очень много.
В школьном музее разместились различные стенды, на которых представлены документы своего времени. Здесь же находятся гербы родов Брусиловых, Безобразовых, Тютчевых, уникальные вещи – костюм солдата и шпага. Кстати, костюм подарен музею Р.В Новожеевым. Определенное место занимают не так уж далекого времени: гражданской и Великой Отечественной (1941-1945 годы) войн, восстановление народного хозяйства и т.д. Причем название – «Музей села и школы» говорит само за себя.
Немало школьников, которые достойно представляют свое учебное учреждение во Всероссийских конкурсах по краеведению. Достаточно назвать Владимира Чистякова, Локтину Элеонору, Кожухова Артура, Тимашкова Ивана, Семышеву Марию, Панова Вадима и др. Однако и те  ребята, которые не участвовали в конкурсах, а получили определенные навыки, работая в археологических экспедициях, соприкоснулись с историей, полюбив ее, пожалуй, навсегда. Это является немаловажным фактором в деле их обучения и воспитания.
- Работа в экспедициях, - говорил доцент Брянского филиала психолого-социального института А.А. Чубур, - помогает по-иному взглянуть на мир и на историю. Я видел, как «загораются» глаза ребят, когда они трогают предмет, который пролежал в земле 800 лет. Мальчишки и девчонки напрямую соприкасаются с историей, и это прекрасно.
Не менее эмоционально рассказывал о том, как проводились археологические разведки учитель истории К.В. Цыбульский. Характер работ, по его словам, был несколько иной: не раскопки, а разведки. Ребята обследовали бассейн реки Волосовка до Слободы. Они выбились уже из сил, ничего так и не найдя. И вдруг удача: недалеко от автомобильной трассы обнаружили находку
- древние рыболовные грузила. Это поисковикам придало сил, смахнув прежнюю усталость. В итоге было найдено городище юхновской культуры. 
Это всего лишь работа одного года. А то, что было найдено до того – расположилось под стеклом в музее, где можно увидеть древние предметы быта, черепки, кольчугу, кость мамонта – подарок Брянского Краеведческого музея.
 Описывать все то, чем богат музей, на мой взгляд, не имеет смысла по той простой причине, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, как говорил И.И. Потворов, двери музея всегда открыты для посетителей, причем не только для школьников, но и их родителей. К тому же и учителя высказали немаловажную мысль о том, теперь им намного интереснее проводить уроки в самом музее, где на конкретных примерах они могут и рассказывать и показывать ребятам о том или ином времени. Так что, без сомнения, можно считать, что музей в Кокинской школе действительно будет отвечать своему высокому предназначению – «хранилище не знаний о прошлом, а памяти, предполагающей ценностное отношение к прошлому». И глубоко символично в этой связи звучали слова И.И. Потворова о том, это только начало пути. Значит у этого благородного дела – большое будущее.

КОКИНО.  МУЗЕЙ ШКОЛЫ И СЕЛА.

 Что можно рассказать об этом музее?

Я продолжу свой рассказ о музеях, только теперь это знакомство с «малыми» музеями Выгоничской земли.
Экскурсия в музей. Путь к Кокинской средней школе, которая находится не в самом Кокино, а рядом, в деревне Скрябино, пролегает мимо живописного озера. Слева лесопосадки. Дорога выводит к первым домам и идет в гору. Родные для многих учащихся места, не сулящие, казалось бы, никаких открытий. И только самые впечатлительные, пополняющие обычно отряд школьных краеведов, в малоприметном земляном кургане способны увидеть хранилище древней утвари или останков поселений. 
Предметы глубокой старины, найденные в разные годы, занимают достойное место в разделе, открывающем музей Кокинской средней школы. Несомненно, деятельность и успехи юных школьных археологов  повлияли на выбор той концепции, по которой собирались экспозиции. 
- Мы долго думали, какой должна быть эта концепция, - поведал   директор школы Иван Иванович Потворов, историк по образованию. – Должен ли это быть просто исторический музей школы? Но поняли – одно от другого оторвать невозможно. И попытались сделать музей истории села Кокино и окрестных сел и деревень, связав ее и с нашей школой, и с ее деятельностью, включающей и поисковую археологическую работу. А экспозиции расположили в хронологическом порядке.
Начало всего – древние поселения этого края. Первые из них возникли в период раннего железного века. Самое известное – городище Красное возле села Палужье. По материалам археологических раскопок ученикам школы удалось реконструировать поселение и жилища. Воссоздано и их внутреннее убранство. В Брянске и Москве с их работой уже познакомились. Под стеклом в музее – черепки, древние предметы быта, обнаруженные в остатках поселений на территории деревни Скрябино. И даже кость мамонта – подарок Брянского краеведческого музея. Раскопки в селах Палужье, Скрябино, по берегам Волосовки обогатили находками музейный раздел древнерусского периода в истории родного края. На стене – портрет князя Романа Брянского, работы ученицы школы Жени Иванченковой. Кстати, его имя носит школьный Клуб юного патриота. Здесь же кольчуга, сработанная умельцами - копия древнерусской. В этом же разделе помещен Диплом I степени Российского центра детского и юношеского туризма, врученный лауреату пятой Всероссийской олимпиады по школьному краеведению (секция археологии) 23 ноября 2001 года теперь уже бывшему 11-класснику Кокинской средней школы Артему Потворову. Другой выпускник – Владимир Чистяков, ныне он преподаватель БГСХА, одним из первых в области был поощрен учрежденной для особо одаренных детей губернаторской стипендией за победу во Всероссийском конкурсе краеведческих работ им. академика Вернадского. Истоки этих успехов следует искать в том времени, когда музей только замышлялся.
 Школьный библиотекарь Мария Петровна Силакова в старом помещении своей библиотеки стала как-то размещать предметы быта, документы, свидетельствующие об уходящем и уже ушедшем в прошлое эпохе. Может быть, она не совсем еще ясно представляла, что из всего этого получится. Но ясность наступила лет восемь тому назад, когда директор школы И.И. Потворов предложил создать школьный музей. И совместить в его экспозиции, рассказывающие об истории школы, и предметы народного быта, которые собирала и хранила библиотекарь. Символично, что своеобразной завязкой всей работы по созданию музея стал документ, попавший в руки инициаторов одним из первых и имевший непосредственное отношение к школе. Раздобыла его в архиве та же Мария Петровна Силакова. Он открывает раздел, посвященный непосредственно истории Кокинской школы. Это письмо местного помещика гвардии полковника Николая Халаева о том, что 15 ноября 1876 года в Кокино открыто начальное народное училище (так называлась школа). Кстати, часть бывшего здания училища и сейчас используются для школьных занятий. А в реконструированном по старым рисункам доме помещика Халаева размещен ныне один из корпусов Брянской ГСХА.

Так сколько же лет Кокинской школе? - больше 130 лет!


В музее можно увидеть уголок старой школы (скамья, парта с облупившейся краской, керосиновая лампа на краю парты и непременные изображения государя императора и святого-покровителя на стене) и документ, где скрупулезно зафиксированы действия властей по подавлению крестьянского восстания в окрестных селах в годы первой русской революции, с именами арестованных и упоминаниями карательных полков и дат их вызова в уезд.
 В разделе, охватывающем советское время, представлены атрибуты пионерской и комсомольской организации школы: знамя, барабан, горн. Экспонаты относительно недавнего времени, конечно, не вызовут такого же большого интереса, как некоторые, без преувеличения сказать, раритетные из разделов более раннего исторического периода.
Вот, к примеру, красноватый кирпич под стеклом, На первый взгляд – обычное строительное изделие. Но если присмотреться к поверхности, увидишь отчетливое клеймо «ХНН». Такой кирпич использовался при кладке стен здания начального училища. А «ХНН» - это как знак качества материала. Аббревиатурой обозначены инициалы попечителя народного училища – Халаева Николая Николаевича.
 Здесь же редчайшие портреты родителей Кокинской помещицы Варвары Николаевны Безобразовой – Николая Андреевича и Пелагеи Денисовны Тютчевых. Варвара Николаевна доводилась родной тетей великого русского поэта Ф.И. Тютчева.
В ряду изображений замечательных наших земляков портрет Алексея Николаевича Брусилова, родившегося в 1889 году в селе Выгоничи, участника Бородинского сражения, награжденного орденами, которому довелось воевать и на Кавказе. Он – отец знаменитого русского полководца участника войны – Алексея Алексеевича Брусилова. У редкого мальчишки не забьется трепетно сердце, когда он узнает, какие люди рождались на этой земле, когда увидит в музее штуцернарезное ружье, применявшееся в Бородинском сражении.
Вызывает интерес и портрет первого директора Кокинской школы уже советского времени – Федора Ивановича Панина, каска и штык времен Великой Отечественной войны, содержание этнографического раздела. Организаторы музея сознательно свели в этом разделе предметы быта разных эпох. Часы-ходики середины прошлого века соседствуют с дежой для приготовления теста, толкачом – деталью ступы, корытом, выдолбленным из цельного дерева, рубелем (или врубелем), использовавшемся вместо утюга, гребнями, большими и малым, для расчесывания льна, коромыслом, фонарем «Летучая мышь», русской печью, которая с одной стороны «не закончена», чтобы учащиеся видели, как и из чего выкладывались печи. Здесь же рубаха, сарафан, фартук ручной работы, которым около ста лет. И старинный ткацкий станок – гордость раздела. Заведующая музеем Мария Петровна Силакова знает об этом экспонате все, поскольку своими руками собирала его из разрозненных элементов. Станок и сейчас можно использовать в работе. 
Теперь заведующим музея назначен Потворов Артем Иванович, который продолжает  музейное дело,  а это значит – музею жить и развиваться.

А был ли праздник открытия музея?

Не так давно в Кокинской средней школе произошло событие, которое действительно переходит границы этого учебного заведения. Здесь открылся музей села и школы. День согласия и примирения.
Так, образно говоря, можно назвать день открытия музея, экспозиции которого не «спорят» друг с другом по поводу того, что «их время» было более славным, более справедливым и щадящим, чем до и после. Значение данного события предопределили три последних года. Именно такое время, по словам директора школы И.И. Потворова, понадобилось от идеи до создания музея. Хотя, конечно же, три года для создания музея можно считать временем весьма условным, потому что и до этого в школе велась немалая поисковая работа, направленная на то, чтобы музей, по выражению историка М.Б. Гнедовского, стал хранилищем не знаний о прошлом, а памяти, предполагающей ценностное отношение к прошлому.
Без сомнения, школьный музей не состоялся бы как таковой, если бы у его истоков не стояли люди увлеченные, самоотверженные, естественно, хорошо знающие предмет. Ведь в Брянской области существует 360 музейных экспозиций и только 54 музея, имеющих, так называемое, номерное свидетельство, которое подтверждает права быть музеем.
 Музей Кокинской школы занял достойное место в ряду «хранилищ о прошлом» с этим высоким статусом. Но главное, - что есть люди, которые своей работой умеют «зажечь» других, воспитывают в учениках истинное чувство любви к Отчизне, уважение к истории, к прошлому. «Генератором» этого дела был директор школы И.П. Потворов. Однако один человек не смог бы сделать то, что сделано. О своих помощниках он сам говорил с немалым почтением. Прежде всего – это заведующая музеем М.П. Силакова, бывший учитель Кокинской школы, а ныне преподаватель БГСХА Р.В. Новожеев, учителя истории К.В. Цыбульский и Т.И. Локтина, учитель труда А.Ф. Хомутов, впрочем, каждый педагог внес свой «штрих» в общую картину музейного дела.
Особо следует назвать бывших сотрудников областного краеведческого музея Г.П. Полякова и А.А. Чубура. Они в настоящее время – преподаватели брянских вузов, но по-прежнему не утратили интереса к поисковой работе, проводящейся в Кокинской школе. Тоже самое можно сказать о Г.П.Васьковой, курирующей в Брянской области школьные музеи. Все они, включая И.И. Потворова, в свое время были однокурсниками исторического факультета Брянского государственного педагогического института. Их дружба, несомненно, способствует благому делу, а, как известно, сообща можно сделать очень много.
В школьном музее разместились различные стенды, на которых представлены документы своего времени. Здесь же находятся гербы родов Брусиловых, Безобразовых, Тютчевых, уникальные вещи – костюм солдата и шпага. Кстати, костюм подарен музею Р.В Новожеевым. Определенное место занимают не так уж далекого времени: гражданской и Великой Отечественной (1941-1945 годы) войн, восстановление народного хозяйства и т.д. Причем название – «Музей села и школы» говорит само за себя.
Немало школьников, которые достойно представляют свое учебное учреждение во Всероссийских конкурсах по краеведению. Достаточно назвать Владимира Чистякова, Локтину Элеонору, Кожухова Артура, Тимашкова Ивана, Семышеву Марию, Панова Вадима и др. Однако и те  ребята, которые не участвовали в конкурсах, а получили определенные навыки, работая в археологических экспедициях, соприкоснулись с историей, полюбив ее, пожалуй, навсегда. Это является немаловажным фактором в деле их обучения и воспитания.
- Работа в экспедициях, - говорил доцент Брянского филиала психолого-социального института А.А. Чубур, - помогает по-иному взглянуть на мир и на историю. Я видел, как «загораются» глаза ребят, когда они трогают предмет, который пролежал в земле 800 лет. Мальчишки и девчонки напрямую соприкасаются с историей, и это прекрасно.
Не менее эмоционально рассказывал о том, как проводились археологические разведки учитель истории К.В. Цыбульский. Характер работ, по его словам, был несколько иной: не раскопки, а разведки. Ребята обследовали бассейн реки Волосовка до Слободы. Они выбились уже из сил, ничего так и не найдя. И вдруг удача: недалеко от автомобильной трассы обнаружили находку
- древние рыболовные грузила. Это поисковикам придало сил, смахнув прежнюю усталость. В итоге было найдено городище юхновской культуры. 
Это всего лишь работа одного года. А то, что было найдено до того – расположилось под стеклом в музее, где можно увидеть древние предметы быта, черепки, кольчугу, кость мамонта – подарок Брянского Краеведческого музея.
 Описывать все то, чем богат музей, на мой взгляд, не имеет смысла по той простой причине, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, как говорил И.И. Потворов, двери музея всегда открыты для посетителей, причем не только для школьников, но и их родителей. К тому же и учителя высказали немаловажную мысль о том, теперь им намного интереснее проводить уроки в самом музее, где на конкретных примерах они могут и рассказывать и показывать ребятам о том или ином времени. Так что, без сомнения, можно считать, что музей в Кокинской школе действительно будет отвечать своему высокому предназначению – «хранилище не знаний о прошлом, а памяти, предполагающей ценностное отношение к прошлому». И глубоко символично в этой связи звучали слова И.И. Потворова о том, это только начало пути. Значит у этого благородного дела – большое будущее.

Поход за сбором экспонатов для музея
Первые жители
Поселения раннего железного века
Селища древней Руси
Наш край начала XX века
Село и школа в первой половине XX века

Костюм воина времен Отечественной войны 1812 г.

Гроза двенадцатого года

Классная комната

Классная комната

Война и возрождение

Будем помнить

Русская изба XIX – XX век

Русская изба XIX – XX век

Тел.: +7 (483) 41-24-373

Пн.-пт. с 9-00 до 15-00
Адрес:  243365, Брянская область Выгоничский район
д. Скрябино, ул. Школьная 1

Краеведческий музей

Музей села и школы

Кокино